Экспедиция по Архангельской области и Карелии — 2009

Кириллов-Самино-Каргополье-Ошевенск-Кенозерье-Пяльма-Чёлмужи-Заонежье-Яндомозеро (август-2009)
В дорогу!

Всем привет! Предлагаю вашему вниманию отчёт о творческой экспедиции по Архангельской области и Карелии. За рулём:- Я, (Владимир Шуркiн) и на месте штурмана: — моя дочь Настя.(12 лет) Авто: — ВАЗ-21110. 2003 г.в. *************************************************************************************************
Сделан ремонт на кухне, жена, отдыхавшая в Эстонии, остаётся дома, загорелая дочка Настя (12 лет), только что прилетевшая из Черногории, любезно соглашается поехать со мной в 2-х недельную поездку по Вологодской и Архангельской области, а так же по Карелии. Стартовали из Чебоксар 5-го августа в 7-30 ч., с тем расчётом, что бы на следующее утро оказаться в районе Ферапонтова. Проехать нам предстояло Н. Новгород, Иваново, Ярославль и Вологду. И в 22-30, преодолев ровно 1000 км. Мы подъезжали к Ферапонтовской гостинице. В предыдущие годы мы всегда в ней останавливались. Но убийственная фраза администратора: — «Двух-местный номер — 3500 руб.» заставила крепко призадуматься.

Два года подряд мы ездили за границу (Финляндию и Норвегию), в российских гостиницах не останавливались. Может теперь такие цены? Но по виноватой улыбке девушки: — « У нас новый хозяин» — понял. Может не всё так плохо? У нас есть палатка (во-первых), а во-вторых мы можем переночевать и в машине (вещей немного, задние сидения сняты ещё в Чебоксарах). И ещё есть рядом Кириллов! Всё таки выспаться хочется по-человечески. В Кириллове всё оказалось проще. Гостиница «Русь» и 1100 руб. за 2-х местный номер (в эту цену входит завтрак!). Через пол-часа мы усталые и счастливые спим. А утром мы проснулись уже на Русском Севере! В планах было просто погулять по Кириллову до обеда (если бы ночевали в Ферапонтове, то по Ферапонтову), и ехать дальше до Каргополя.
.
.

.
.
Когда-то очень давно, а именно 20 лет назад, мы, группа молодых художников жили здесь целую неделю на турбазе, на противоположном берегу Сиверского озера. Жили и рисовали. Излазили все стены и башни.

В эту поездку тоже было запланировано порисовать, вдвоём (моя Настя весной 2010 года заканчивает художественную школу). В дальнейшем своём повествовании я буду уделять внимание в основном деревянной архитектуре Севера, т.к. очень её люблю. И первой в моём отчёте должна была быть Ризположенская церковь из д. Бородава ( 1485г. Какой почтенный возраст!) И вот в каком виде она предстала перед нами. Что-ж, реставрация конечно дело хорошее. Но и поглядеть хотелось.

Самино

В полдень тронулись дальше по восточному берегу Онежского озера. Следующая остановка была запланирована на Саминском погосте. Погост, по сути дела, относится к Прионежской земле, хотя и относится ныне к Вологодской области.

Мало известно об Ильинской церкви, хотя она является прообразом знаменитой Успенской церкви в Кондопоге. Построена она была в 1692-1702 гг. Рядом с Ильинской на Саминском погосте существовала деревянная церковь Флора и Лавра 1656г. Несомненно, обе церкви составляли прекрасный архитектурный ансамбль, в традициях русской старины. И конечно это не её развалины можно наблюдать сейчас рядом с Ильинской церковью. То типовая Тихвинская церковь 19 века, возведённая по проекту К. Тона. При её строительстве и Ильинская церковь была «благолепно обновлена». Обшили тёсом, внутри всё выкрасили масляной краской, пристроили «вход» с арками, да ещё и нелепую колокольню сверху поставили. Примерно в 1988 году началась реставрация этого памятника. Взялся за это дело архитектор Б. П. Зайцев. Разобрали чуждую колокольню, частично сняли тесовую обшивку, установили леса… И всё. На этом работа по восстановлению церкви закончилась. Строительные леса 1988 года, видимо мы и наблюдаем из года в год. Теперь даже непонятно: — что старее, леса или трёхсотлетняя церковь.
Я здесь был с семьёй в 2006 году и тогда нас позабавили местные псы, клянчившие еду. И слёту хватали куски хлеба и колбасы. И в этот раз одна собака прибежала проводить нас. Надо сказать, где бы мы не останавливались, к Насте всегда сбегались все окрестные собаки Пока «Шарик»! Нас ждёт Каргополь!

Каргополь

Помня наставления бывалых и опытных форумчан в Каргополь мы решили ехать через Пудож. Останавливаться в нём не собирались, на выезде повернули направо и погнали в восточном направлении. В Пудоже неприятно запомнилось обилие «лежачих полицейских» на вдребезги разбитых улицах, по которым и так больше 30 км\час не разгонишься. А Каргопольская дорога и впрямь очень даже ничего. До границы с Архангельской обл. асфальт, а ровно от границы вполне сносный грейдер. И ещё. Ближе к Каргополю дорога выложена плитами, почему-то выпуклыми. Мы их тут же окрестили «горбушками». В Гавриловской (Лядинах) решили пока не останавливаться, а заехать туда на обратном пути. Поселились в «Каргополочке» в 14-ом номере, за 1000 руб.. Гостиницы «Чонлима» в Каргополе давно нет, а наоборот, построена новая гостиница «Каргополь», но и цены тоже выше в два-три раза. А зато в «Каргополочке», на первом этаже есть турбюро где в любой момент можно расспросить о чём угодно. В Каргополе я так же был ровно 20 лет назад. Во время вечерней прогулки, кроме площади с древними церквями на набережной Онеги я ничего не узнал. Нас с Настей поразило большое количество молодёжи на улицах, и на набережной. То же самое: — музыка, пиво, тусовка, но всё как то спокойно, по доброму. Была то ли пятница, то ли суббота, короче это был свадебный день. И видимо поэтому Ленин на площади был с подарком

Каргополь был у нас намечен как базовый центр. И каждый день из этого центра я планировал вылазки в окрестности. Главным образом для ознакомления с деревянной архитектурой. А именно: — Красная Ляга, Саунино, Большая Шалга, Ошевенское, Архангело.
Красная Ляга На следующее утро позавтракали, спросили в турбюро как проехать в Красную Лягу и получили ответ:-проехать в обратном направлении по Пудожскому тракту до д. Ватамановская, от Ватамановской поворот направо в конце деревни. Так и сделали, свернули. Проехали метров 100, форсировали одну лужу, потом вторую, третью. Перед четвёртой, размером с небольшое озеро в недоумении остановились. Что-то не то. Пошёл с палкой шарить дно, првалился по колено в вязкую грязь. Решил вернуться на Пудожскую дорогу и спросить у кого-нибудь. Ехали бабы на велосипедах с ягодами. На ходу прокричали, что нужный поворот я уже проехал. Оказывается надо было повернуть на Кучепалду, там и Красная Ляга, точнее Сретено-Михайловская церковь (1655г.), деревни давно уже нет. Ехать до неё 7-8 км. Ехал я и волновался. До этого эту церковь видел только на фотографиях. А церковь весьма примечательна тем например, что срублена восьмериком от самой земли. И наверное из всех обшитых тёсом самая нарядная. Стоит она посреди поля, трава в человеческий рост. На входных дверях замок, но один фрагмент выломан. Как не залезть!

В церкви сохранились тябла иконостаса, остатки расписных «небес», видимо не «оригинальных» Конструкция потолка «небом», так и его роспись соответствовала народным представлениям о настоящем небе. Количество граней на «небе» может быть 8, 12, 15, 16, 18, 24. В Сретенской церкви их 16. . В центральном (замковом) кольце помещалась фигура Спаса или Савааофа.

Снаружи храм выглядит вполне сносно, внутри разруха. Какова будет судьба этого памятника в дальнейшем ? Как показывает жизнь храм, оторванный от людей, от жилья, обречён на забвение и в конечном результате — на гибель. Как например рухнула Богоявленская церковь в Палтоге. Или сгорит от удара молнии.
Большая Шлга

Что бы попасть в Б. Шалгу надо из Каргополя проехать по направлению к Няндоме 8-10 км. Справа по ходу движения будет указатель на Рождественскую церковь (1745 г. Хотя есть данные о конце 17 века, как о дате постройки.). До сих пор не могу определить: то ли Рождества Богородицы, то ли Христова. В разных источниках – разная информация.

Эта скромная и незаметная среди деревьев церковь интересна прежде всего конструкцией своего шатра. Линия граней шатра не прямая, как обычно, а слегка выпуклая, вспарушенная. Таких шатров я больше нигде не видел. Кроме того внутри шатёр сделан срубом, т. е. восьмерик плавно сужаясь переходит в грани шатра. Трапезная полностью разобрана, стоят леса. Но и дело похоже стоит. Мы по крайней мере следов деятельности реставраторов не заметили. Дверей нет никаких вовсе. И вот мы внутри. Всё очень смахивает на церковь в Красной Ляге. Только «небеса» 12-гранные, точнее места от них. А вообще они («небеса») сохранились, но будут ли на своём месте после всех восстановительных работ.

Перед церковью стоит эдаким грибом главка на шейке-барабане. Только я что-то не понял. Зачем? Тем более весь лемех напрочь сгнил. А вот вместо железных гвоздей раньше применяли деревянные колышки-нагели.
.

.
Cаунино

Последним объектом на сегоднешный день был Саунинский шатровый храм Иоанна Златоуста.(1665г.) Село Саунино находится километрах в пяти на север от Каргополя. И церковь найти очень просто, точнее и искать не надо. Её видно издалека.
Место ровное, открытое, погода чудесная. Прежде чем осмотреть церковь мы решили слегка перекусить. Термос с чаем есть, открыли банку шпротов, ну и всякие кексы, рулеты. Вообще в эту поездку, что бы моя Настя не особо скучала, я покупал много сладостей, отчего мы себя сразу прозвали «Кекс» и «Укроп» и очень веселились по этому поводу. О чём это я? Златоустовская церковь порадовала, хоть и была закрыта. Стоит крепко, люди рядом, чувствуется любовь и уход. В ней должно было сохраниться «небо». Считается, что и в Большой Шалге, и в Саунино над «небесами» работали знаменитые иконописцы Богдановы-Карбатовские (из д. Карбатово).

А снаружи церковь интересна шести-, а не как обычно восьми-гранной колокольней и ассиметрией её пострения относительно оси здания. Ну и конечно тем, что она не обшита тёсом. Открытый сруб и лемех на главках меня подкупает сразу. Самое стршное для меня когда на деревянных храмах главки обшиты листовым железом. Дай Бог тебе здоровья, Саунинская церковь на долгие годы!
.

.
Рыбалка

Вечер решили посвятить рыбалке на Онеге. Дело в том, что жена перед отъездом подарила мне спиннинг и мне не терпелось его испробовать. Отъехали по Няндомской дороге до моста и спустились под него т. к. местные ребятишки там рыбачили. Надо сказать, что спиннингист из меня никакой. С собой у меня было три блесны. После «рыбалки» осталась одна. И естественно ничего я не поймал. Весь процесс состоял из зацеплений блёсен и распутывания лески. Моя блесна почему то не хотела лететь вперёд, а летела влево или вправо. Спасибо местному рыбачку лет 10-ти, показал как забрасывать. Пошло дело. Закидывать я научился лихо. Затем настал черёд Насти. С первого заброса она намотала такую «бороду», что я сразу полез за ножом, обрезать леску. Тут откуда то возник мужик и закричал: — «Не вздумай! Щас распутаю, Где леску такую брал? Дорогая небось?» И ведь распутал. Пол-часа сидел. Потом ещё чаю предложил. СПАСИБО! 20 лет прошло, а люди остались такие же.
Здравствуй Ошевенская Любовь! Или «20 лет спустя».

С утра 8-го августа я почувствовал некоторое волнение. Сегодня мы едем в Ошевенск! Причём едем не посмотреть, а пожить, хотя бы денька два. С сайта С. Тихомирова (СПАСИБО!) была почерпнута информация о гостевом доме, а также номера телефонов. Поехали. По пути заехали купить блёсен, но был выходной день и нужный нам магазин открывался аж в 10 час. Ждать не стали, одна блесна у меня всё-таки оставалась! От Каргополя, на север есть поворот на Ширяиху. Как такового Ошевенска вовсе и нет. А есть три деревни слившиеся воедино: — Погост, Ширяиха и Низ, а перед ними развалины Алексанндро-Ошевенского монастыря. Это и есть село Ошевенское, Ошевенск или Ошевенская слобода, как угодно. Расстояние – 44км, грейдер, вполне приличный. А волновался я вот по какому поводу. Именно в Ошевенске, а точнее в д. Гарь (в 5-ти км. от Ошевенска) мы жили в палатках целую неделю в 1989 году. И я боялся, что за 20 лет произошли изменения не в пользу села. Но все страхи оказались напрасными. Но обо всём по порядку. На схематической карте окрестностей Каргополя был обозначен камень Александра Ошевенского, но где именно – непонятно. Поэтому дочери было дано задание смотреть в оба. Увидали-таки какой-то камень к которому в траве была протоптана дорожка, да и выглядел он как-то более полировано. Наверно он и есть.
Перед деревней, справа стоит какая-то каменная церковь, смотрится очень красиво, а слева развалины монастыря преподобного Александра Ошевенского (основан в 15 веке). Хотя уже не развалины. С конца 2008 года монастырь стал действующим. Братия: — иеромонах Киприан и два монаха с трудниками понемногу востанавливают обитель. Бог в помощь! В советское время в монастыре была школа

Именно там, в стенах школы-монастыря в 89 году была обнаружена нами надпись углём на стене: — «ПРОЩАЙ ОШЕВЕНСКАЯ ЛЮБОВЬ», которая запомнилась мне надолго. Так я назвал один из моих этюдов.
.

.
Ошевенское начинается с ряжевого моста через реку Чурьегу. Речка неширокая, мелководная и каменистая. И очень живописная. С моста открывается и само село.

С приятным удивлением я обнаружил, что деревня не состарилась. Жителей, в том числе и молодёжи, много. Шатровая Богословская церковь на месте, Георгиевская часовня тоже. И чувствуют себя неплохо. Сохранилось много старинных изб — «брусом». На некоторых сохранилась резные причелины, солнца под коньком – охлупнем. Радовали глаз стога сена с несколькими стожарами.

Нашли хозяйку гостевого дома — Пекарихину Ольгу Александровну. Очень радушная и приветливая. Она живёт через два дома от Гостевого. А Гостевой дом в самом центре Ширяихи, около магазина и представляет собой старинную избу с горницей, где обедают, и там же находится действующий музей деревенского быта и два (2-ух и 3-х местн.) номера. Хотя в каждой комнате ещё можно поставить по 2-3 раскладушки (имеются).

Половики полосатые-домотканные, рукомойник в сенях, вода из колодца, старинные деревянные кровати скрипят, но при этом очень уютные. И запах деревянной, деревенской избы! Я в детстве каждое лето ездил к бабушке в деревню (в Кировскую обл.), так что проностальгировал по полной программе. Классно! И стоит всё это удовольствие, не поверите: — 250 руб. с человека. Вот наши апартаменты.


.

.
Загрузили вещи и поехали осматривать и рисовать церковь Иоанна Богослова (1787г.). Рядом старинное кладбище. Нет ни крестов, ни памятников. Только надгробные плиты вровень с землёй. Плит много и слегка жутковато.
В церкви каждые выходные и по праздникам идут службы и можно попасть внутрь. Внутри всё выкрашено голубой масляной краской, к сожалению. Сохранились «небеса». Они относятся к разряду «уникальных» т.е. есть «небеса» с изображением архангелов, есть с апостолами, есть с праотцами. А в Богословской церкви «небеса» смешанного типа. Кроме того в этой церкви сохранилось три комплекса «небес» — в центральном восьмерике и в двух алтарях (есть один придел). Фотографировать не разрешили.

На колокольню сейчас уже не залезть, — под замком. Но 20 лет назад я там был. Мало того: — Я ТАМ СПАЛ. Забрался я туда не по лестницам, их там нет. А есть брёвна с вырубленными ступеньками. Дело это было нелёгкое. Но зато наверху так стало приятно и благостно, что я, насмотревшись окрестностей, прилёг на ярусе звона и задремал, минут так на 20. Проснулся от свежего ветерка. Здорово! Простенки между арками все изрезаны ножом. Между прочих надписей нашёл такую: — «Прощайте родные. Завтра ухожу, 26 июня 1941 г.» Вечер посвятили рисованию с натуры. Три часа счастья! Заниматься любимым делом, в любимых краях, да ещё вместе с дочерью! Моя Настя не новичок на Севере. Она в свои 12 лет уже побывала и в Кижах, и на Киваче, и в Заонежье, и даже на Соловках. А также в Финляндии, Швеции и Норвегии. Мало того, в 2007 году она заняла на городской научно-практической конференции школьников второе место с темой «Русское деревянное зодчество». Вот.

.
.

.
Погуляли перед сном, посмотрели Георгиевскую часовню, сходили к реке, но долго не выдержали. Почему?, спросите вы. Да всё потому же! Комары! А днём слепни. Но не буду о грустном. Пора спать-почивать. Дежурная банка пива перед сном (у меня) и… ох как сладко нам спалось в эту ночь.!

На следующее утро я решил съездить в д. Гарь в пяти километрах от Ошевенска. Именно там стояла у нас палатка в далёком 1989-ом. Захотелось найти это место, но увы: — деревня сильно изменилась. Ничего я не нашёл. Вернулись в Ошевенск и вторую половину дня посвятили опять рисованию. На этот раз разместились у стен монастыря, на взгорке, что бы продувало, от слепней. Этот этюд я назову: — «Здравствуй Ошевенская Любовь!»
Рыбалка №2

А мой несчастный спиннинг, который лежал в машине не давал мне покоя. Тем более что на Чурьеге я нашёл места достаточно широкие и глубокие. Остаток дня решили посвятить рыбалке. Настя с удочкой, я со спиннингом (естественно). У Насти дело пошло. Клевали мальки хариуса (местные называют их просто «моль»). Их там полно. Причём, когда заходишь в воду, они облепляют ноги и начинают пощипывать за волоски. Забавно так. Ну а я приступил к забрасыванию. Закинул первый раз, сделал проводку (так кажется это называется?) – нормально. Второй раз решил бросить более точечно. И благополучно закинул на противоположный берег. Судорожно начал сматывать леску, блесна упала в воду и зацепилась за корягу. А блесна то последняя. Вот незадача. Резать жалко, доставать не зная дна страшновато, да и вода ледяная. Вот блин! Пошёл спрашивать у местных про дно. Нашёл какого то парня, рассказал ему о своём горе. Он проникся и разрешил взять его плот, который стоял на приколе тут же, у воды. И я поплыл. Жалко нет фото, но дочь сняла на видео. Блесна поблёскивала на глубине, поддел её шестом, ну и вызволил. Интерес к рыбалке в этот день у меня пропал напрочь.
«Кончики»

А «дома» нас ждал сюрприз! Ольга Александровна пригласила нас на мастер-класс по выпечке обрядовых пирогов, который она собиралась преподать для гостей из Москвы – наших соседей. Надо сказать, что по всяким пирогам и вкусностям она большая мастерица. Пекли «кончики», так называются пироги, которые подаются под уход гостей, «на посошок». И моя Настя, которая пироги умеет только есть, с удовольствием месила, раскатывала и лепила. А потом в Русскую печь! Мы же всё и съели потом. Очень вкусно!
.

.
На следующий день мы планировали уезжать, поэтому я выпросил все контактные телефоны, ( кому надо, могу выложить), оставил свою визитку и разузнал: — можно ли приехать сюда зимой? Можно. Только заранее созвониться. Да! Чуть не забыл! В Ошевенске можно накупить знаменитых Каргопольских глиняных игрушек, и гораздо дешевле, чем в Каргополе, Я это знал и поэтому в Каргополе мы ничего не покупали, а сделали это здесь. И ещё. В полуразрушенном доме (с разрешения соседей), мы нашли вот такие «предания старины глубокой» Футляр-киот от иконы (икону я уже вставил свою), небольшой сундучок-короб и матёрого довоенного котяру (жена от него в диком восторге!).

Ну а в полдень следующего дня тронулись опять в Каргополь, но уже другой дорогой. Через старинное село Архангело. А назавтра, с утра была ещё одна рыбалка.
Рыбалка №3

Сегодня мы едем в Каргополь, но другой дорогой. Через село Архангело и, как это ни странно, через Лядины. Она несколько длиннее, но качество дорожного покрытия нам пообещали гораздо более высокое. Но выехали мы только после обеда, а с утра опять решили порыбачить. Я разузнал где водятся щуки (где-то за мостом), ну и пошли. Настя опять с удочкой, таскает мальков хариуса, а я настроен на более крупную добычу. При первом же забросе я естественно опять зацепил блесну. И чувствую, где то на глубине. Настя уверенно заявляет: — надо плыть! Ей то забавно глядеть, как её папа то на плоте, то вплавь вызволяет блесну. Делать нечего. Приходиться раздеваться и лезть в воду. Дно твёрдое, каменистое. Но вода! Как родниковая! Первые две минуты я не мог ни вдохнуть, ни выдохнуть. Поплыл. Леску держу в руке. Чем дальше, тем круче она идёт вниз. Надо нырять. Вода чёрная, страшно. Занырнул, иду по леске. И вот блесна, зацепленная за камень. Всё, наверх! А Настя ржёт на берегу и снимает опять на камеру. Вот такие мы рыбаки! А эта рыбалка мне потом ещё аукнулась. Но всему своё время. Пора ехать!

Архангело

Старинное село Архангело расположено в 18 км. от Ошевенска на восток и находится на Плесецком тракте. По дороге попадается несколько нежилых деревень. Дорога – грейдер, нормальный, 50-60 км\час можно ехать. Местные гоняют и быстрее, но мне всегда жаль машину. Не дай бог чего-нибудь! Дождей, видимо, не было давно. За нами шлейф белой пыли. Мыть машину бесполезно, всё равно все дороги такие.
Вот и Архангело, оно же Шелоховская. Наверное половина деревень Архангельской области имеет второе название. Это бывает не всегда удобно, если не знаешь. На левом берегу р. Онеги, в 200 метрах от берега стоят 2 церкви — Архангела Михаила (1715) и Сретенская, 19 века.

Первая уникальна тем, что завершена кубоватой кровлей, известной только в Поонежье и на прионежском берегу Белого моря. На кубе стоит традиционное пятиглавие. Апсида перекрыта бочкой. Сретенская церковь имеет шлемовидную кровлю с завершением главкой. Вероятнее всего Архангельская церковь повторяет формой более древнюю, стоявшую на этом же месте. Куб, бочка и купола крыты железом, четверик обшит тёсом, но даже в таком искажённом виде Архангельская церковь производит хорошее впечатление. Особенно если смотреть на неё не со стороны дороги, а зайти чуть со стороны.

Сама церковь закрыта, но трапезная открыта. Через древнее окно в трапезной в алтаре были замечены штабеля новых досок. Хороший знак.
Реставрация нужна и даже очень. Храм заваливается на правую сторону, крен как у Пизанской башни. На фото это заметно. И есть надежда, что может раскроют полностью церковь. Можно представить, как классно она будет смотреться без тёса и железа.


.

.
Выезжаем в сторону Каргополя. Километров 10 идёт грейдер (хороший), затем до самого Каргополя отличный асфальт и прекрасные виды из окна. Особенно по левую сторону, там где течёт Онега. Километра за два до асфальта увидели аварию. Картина такая: — широкий грейдер,(хоть и хорошего качества, но я лично ехал 40-50 км\час) и его пересекает просёлочная. Кругом поле, обзор в обе стороны прекрасный. И на этом перекрёстке вдребезги разбитая иномарка (не поддающаяся восстановлению) и молоковоз кверху колёсами. Следы крови и какие то местные братки в чёрном. Спрашиваю: — Помощь нужна? — Да не, скорая тока што уехала. — Как же угораздило-то? — Да вот так.
Лядины (Гавриловская)

Время у нас ещё есть, поэтому проезжаем Каргополь и едем в Лядины.Здесь мы хотим посмотреть классический Онежский тройник из двух деревянных церквей и колокольни.
Зимняя церковь Богоявления (1793 г), двенадцатиглавая, с пышными куполами, трапезной и уникальным круглым западным крыльцом. Летняя, шатровая, Покрово-Власиевская (1761г.) церковь. И колокольня (1820г.), шатровая, восьмигранная.
Полным ходом идёт реставрация. Богоявленскяая церковь перебрана полностью и хочется надеяться, что обшиваться не будет. А в Покровской церкви сохранились уникальные, высокохудожественные «небеса» с изображением архангелов. (Мы их не видели)

А ещё в Лядинах должен быть домашний краеведческий музей Г. Ф. Сергеевой, но уже стало смеркаться и мы засобирались «домой», в Каргополь. В Каргополе заселились вновь в «Каргополочке» и опять в 14-й номер. Накануне, 9-го августа мне стукнуло 50(!) и поэтому мы с дочкой решили это дело как-нибудь отметить. Решили посидеть в кафе. Вышли в центр и долго ходили в поисках оного. И представляете, не нашли. Начали спрашивать и по советам прохожих благополучно вышли к своей же гостинице. На первом этаже, сбоку – кафе. Там мы и отметили мой юбилей. Завтра мы едем в Кенозерье! И вновь у меня лёгкое волнение. В Кенозерье я еду первый раз! До завтра!
Прикосновение к Кенозерью 11 августа. Мы едем в Кенозерье! По Плесецкому тракту, уже знакомой дорогой по которой ехали накануне из Архангело. После Шелоховской грейдер пошёл чуть похуже, стала попадаться «гребёнка». Поворот на Вршинино пока проезжаем, т.к. хотим посмотреть часовню Александра Невского в Конёво и Рождественскую церковь в Бережной Дуброве. Конёво (ударение на Ё, а не первое О, как я думал раньше) – это очень большое село и район уже не Каргпольский, а Плесецкий. Увидев часовню я глазам своим не поверил: — сени над звонницей покрыты пластиковой (или металлической) черепицей! И это на часовне 18 века! Я понимаю конечно, что не капает, но… Впрочем может это распорядились на месте, чем ждать пока официальная реставрация подоспеет. Короче поехали дальше.

Поворот к Бережной Дуброве и опять незадача. Паром! И тишина. И никого. Но нет, из будки вылез мальчонка, лет 10 с фингалом под глазом и объявил, что он паромщик. На вопрос: — «Сколько стоит переправиться?» — крикнул: — «Санёк!». Из той же будки вылез долговязый Санёк, лет 15-ти и тоже с фингалами. «Сколько стоит? Да уж поменьше чем от Конёво» «Ну а всё таки, сколько?» Он начал чесать голову. Вы не поверите, ответа я так и не дождался! Но зато, по его словам можно от Бережной Дубровы проехать на Вершининскую дорогу. Правда ли это? Переправляться всё-таки мы не стали, хотя Бережная Дуброва и Рождественская церковь были перед нами. (Вот опять, по одним источникам это церковь Рождества Богородицы, по другим Николая Чудотворца 1678 г.). Церковь одета в леса, это хорошо. В этой церкви сохранились 16–гранные «небеса « с архангелами». Безымянный живописец, который расписывал эту церковь, а так-же некоторые церкви и часовни Кенозерья получил имя «кенозерский мастер».

Мы вернулись опять в Конёво и повернули на Вершинино. Переправились через Онегу по понтонному мосту. За переправу с нас взяли 70 рублей. Вперёд на Вершинино! Дорога очень пыльная, но был один участок только что после дождя с огромными лужами и нас окатил грязью лесовоз. Машина моя стала выглядеть по фронтовому.
Перед знаменитым ряжевым мостом через Кену в д. Измайловской (она же Кенорецкая), с почтеньем остановились. Я много читал о нём и видел много фото и вот он передо мной. Такие мосты возводили ещё во времена Киевской Руси. Основу этих мостов составляют рубленые ряжи-городни которые заполняют валунами. Бревенчатый ряж является самой рациональной опорой для рек с каменистым дном. Если посмотреть сверху, то ряжи выглядят как корабли стоящие носом против течения (зимой против льдин).
Пылим дальше. Грейдер так себе, портит его «гребёнка», которая стала встречаться чаще. Но и стали встречаться избы с росписями на внутренних скатах крыши, охлупнями с изображением конской головы и фигурными кронштейнами-выпусками брёвен (на одной фото я отметил это место). На некоторых избах под коньком даты постройки. Красота! Я даже не думал, что это всё могло сохраниться в наше время вне музеев. Ведь некоторые избы стоят уже по 100 лет и больше.

И вот оно Кенозерье! Фотоаппарат на штатив и обязательно фото на память.
А вот и Вершинино! Столица Кенозерья! Въехали мы в него часа в три. Я знал, что обязательно надо регистрироваться поэтому сразу стал искать здание администрации, а оно тут как тут. Прямо в него и упёрлись. Но рано радовались. Оно закрыто. Оказывается есть ещё одно, если проехать дальше. Там уж мы зарегистрировались без проблем. Заодно сразу купил карту Кенозерья. Масштаб 1:100 000. И если кому интересно: — пребывание в парке – 50 руб., автотранспорт – 100 руб., проживание (мы ночевали в палатке) – 100руб., рыбалка – 20 руб. Итого: — 270 руб. Потом полезли на гору смотреть Никольскую часовню (18 в.), главную часовню Кенозерья, её символ. Лучшего места для неё не найти. Чудесный вид и снизу, и с горы. В часовне сохранилось 16-гранное расписное «небо». В конце 90-х Никольскую часовню первую реставрировала международная бригада реставраторов. Наши и норвежцы! И как приятно шатровое завершение звонницы по сравнению с неизвестно каким. Раньше вместо шатра было неизвестно что.

После Никольской часовни начали обследовать окрестности. На противоположных берегах Кенозера просматриваются деревни Карпова, Немята, Тырнаволок. Видны часовни. Под горой стоят свежесрубленные избушки-амбарушки, будущие мастерские народных промыслов. (Всегда мечтал иметь такую дачу или баню).
Зашли в рухлядный амбар. На крыльце лежит лемеховая главка с крестом, внутри ещё одна. Ясно, будут реставрировать. Дальше целая выставка прялок — да каких! Ещё дальше – фрагменты «небес». О народном творчестве раньше говорили: — «сделано в подлом вкусе». Так говорилось и о деревянном зодчестве (поэтому и обшивали тёсом, и красили), и вот об этих прялках. Поднялся ведь язык.

.

.
По Вершинино бродит-пасётся табун лошадей. Голов наверное 30. Много жеребят. А моя Настя фанатично их любит и очень хорошо рисует. Оттащить её от лошадей мне удалось только часа через три, когда мы уже засобирались на место нашей ночёвки.

Тем кто хочет приехать в Вершинино с палаткой могу сообщить, там предусмотрено два таких места. Чёрные Камни на озере Долгом и Дворище на Кенозере. Вначале мы выбрали Чёрные Камни, съездили туда, посмотрели. Не понравилось. Поехали на Дворище. Еле-еле нашли. Там такой прикольный указатель. На палке прибита доска и на ней выжжена одна буква Д. И всё. Тут нам понравилось больше. Стали ставить палатку. Но радовались мы рано. Ветерок, который подувал в Вершинино вдруг стих и нас просто облепили комары. Мало того, когда я вставлял крепёжные колышки мне вдруг так «стрельнуло» в спину, аж искры из глаз! Весь вечер я ходил потом как будьто кол проглотил. Ни нагнуться, ни присесть. Так и ужин готовил. Вот она как «аукнулась» Ошевенская рыбалка и ныряние за блесной в ледяной воде. А спали мы на надувном матрасе, так что поворачиваться с боку на бок было такой проблемой!
С утра чуть свет приехал на лодке местный рыбак, предложил двух только что пойманных щук. По 70 руб.! Но куда нам их? Отказались. Поясница у меня стала ещё хуже. Настроения никакого. Поездку в Филипповскую решил отложить до лучших времён. Однако тихонько, не нагибаясь, подкачал колёса, разбудил Настю. Собрали палатку. И что, думаете уехали? Нет, попёрлись рисовать. Я на гору к Никольской часовне, а Нстя к лошадям. Лежать ночью было невыносимо, но сидеть – ещё хуже. Но кое-как дописл этюд и … «по коням». Сели, поехали. Куда? Опять в Каргополь. В автомобильном кресле спина болела меньше, но приходилось часто менять наклон спинки сиденья. Я говорю — До свидания Кенозерье! У нас получилось только прикоснуться к Тебе. И это прикосновение получилось лёгким и тёплым. Мы ещё сюда вернёмся! А спина пройдёт.
.

.
В Каргополе мы (по хозяйски уже) заселились опять в 14 номер и бегом побежали (ну я то проковылял) в душ! Сегодня мы на Онеге, а завтра должны быть на Онего!
Продолжение на странице Заонежье-2009

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.